Найдется ли место банкирам и банкам в российском будущем?
Оптимисты ликуют: новая стратегия развития страны даст импульс всему и вся, включая банкинг. Так ли это?
Судя по всему, в России за последнее время выкристаллизовалась, оформилась и уже вполне заявляет о себе новая, если не национальная, то экономическая идея – индустриализация. Вернее – реиндустриализация, если взять за точку отсчета диагноз, поставленный Владимиром Путиным в своей январской программной статье «О новых экономических задачах». Напомню, будущий президент констатировал, что Россия де-факто пережила деиндустриализацию своей экономики.
Понятно, что лозунг новой индустриализации легко вбирает в себе и пресловутую «модернизацию», бывшую идеологическим хитом предшествующего года, и несколько обветшалую идею удвоения ВВП, которая в условиях подъема цен на нефть имела столько же экономического смысла, сколько содержится в попытке подсчитывать среднюю температуру по больнице.
В этом плане надо отдать должное российским властям: индустриализация – более правильное слово. Ее не прикроешь нефтяными доходами и отдельными образцово-показательными проектами типа Сколкова. Она, подобно булгаковской осетрине, не бывает второй свежести и либо есть, либо ее нет.
Вопрос в том, какова стратегия новой индустриализации, и за счет каких ресурсов она будет осуществляться.
Сам премьер-министр обозначил в уже упомянутой статье как минимум два ресурса – точечный акцент на крупных (читай – государственных) проектах и кадры. Что касается первого, то звонок уже прозвенел – сообщение о создании госкорпорации по освоению Сибири с беспрецедентными правами, граничащими с попыткой создания «квазигосударства» внутри России. Что касается второго, то едва ли любой здравомыслящий человек не согласится: время, когда лозунг «Кадры решают все» был достаточным для масштабной индустриализации, кончилось как минимум полвека назад. И даже если чиновники, искренне считающие Лаврентия Берию «эффективным менеджером», и мечтают об отправке всех завсегдатаев Болотной на лесоповал, современную индустриализацию руками вооруженных киркой и лопатой блоггеров не обеспечить.
Тогда возникает вопрос – а как? У самого премьера в его статье есть единственная глава, оснащенная вопросительным знаком: «Где взять капитал?» И тут самое время возопить к властям: стимулируйте развитие финансовой индустрии вообще и банкинга в частности. Иначе – денег не будет.
Автор этих строк абсолютно разделяет эту мысль. Но – с некоторыми оговорками.
Если обратиться к относительно новейшей истории (оставив за скобками сталинский опыт), то мир за последний век видел несколько примеров действительно масштабной индустриализации. Это японский, германский, британский и американский опыт. Не вдаваясь в детали, можно констатировать: японская и германская индустриализация были выстроены не на финансовом бизнесе, а на реальном производстве, на инжиниринге. Сначала возникли тойоты и круппы, потом – адекватные им по своим возможностям банки. Причем в японском случае не понадобился даже «креативный класс»: до сих пор специалисты констатируют, что уровень японского инжиниринга уступает европейскому и, по сути, японцы взяли не талантом, а умением сосредоточенно и точно повторять все лучшее из придуманного в мире. Путь – явно не для России, это «не наш метод».
С британским и американским опытом – сложнее. Сегодня принято говорить, что англо-саксонская модель экономического развития – это модель, прежде всего, финансовая, а не производственная, что Лондон и Нью-Йорк брали свое биржами и банками. Все верно, но так ли это было изначально? Даже при самом большом хотении бросить очередной камень в «паразитирующих» англосаксов, трудно забыть, что британцы начали все же с отладки системы международной морской торговли, а американцы – с целого сонма железнодорожных проектов.
К чему это все? К тому, что вопрос не только в банках и не столько в банках, сколь в том, к чему будут приложены их кредитно-инвестиционные возможности. Если «стимулировать» банкинг в том виде, в котором он действует сейчас, результат будет лишь один – очередной бешеный всплеск потребительского кредитования. Ситуация, при которой потребкредиты растут, а кредитование малого и среднего бизнеса стоит на месте – это, как заметил недавно президент АРБ Гарегин Тосунян, с экономической точки зрения полный бред. Разумеется, толерантный президент АРБ высказался намного интеллигентнее, но суть передана верно.
Очевидно, что стимулировать надо банкинг именно в сторону кредитования бизнеса. Вопрос: кто будет кредитовать, например, новоиспеченную «сибирскую» госкорпорацию? Думаю, ответ на него известен априори. Банкам же (именно банкам, а не госказначействам) остается вновь все та же тема – кредитование малого и среднего бизнеса.
А нужны ли ему кредиты в условиях индустриализации? Конечно, нужны. Всем известна прописная истина: малый и средний бизнес активно развивается вокруг крупных проектов-маток, которые становятся для него источником заказов. Стоп. Так ли это в российских условиях? Так, но только в том случае, если этот малый и средний бизнес возглавляется сыновьями, зятьями, кумами чиновников и топ-менеджеров госкорпораций. Иной малый бизнес заказов не имеет, соответственно, ресурса развития от индустриализации не получает и, таким образом, спрос на реальное кредитование развития не образует. Замкнутый круг.
Вспоминается, как старик Синицкий сочинял ребус на тему индустриализации: «Мой первый слог сидит в чалме, Он на Востоке быть обязан. Второй же слог известен мне, Он с цифрою как будто связан. В чалме сидит и третий слог, Живет он тоже на Востоке. Четвертый слог поможет бог Узнать, что это есть предлог…».
А дальше, как констатировали авторы «Золотого теленка», «дело не пошло». Так что на вынесенный в подзаголовок вопрос – «Найдется ли место банкирам и банкам в российском будущем?» – лично я ответа не знаю. Может быть, все дело в том, что, апеллируя к классикам, индустриализация – «это есть предлог»? А может быть, проблема – в Востоке.
Как писал один замечательный поэт:
«Ахматова считала, что Восток
не знает юмора. Боюсь, что слишком строг
был приговор ее. Свой юмор на Востоке,
но шуточки – и там, и тут – жестоки...»
Так найдется ли место банкирам и банкам в российском будущем? Найдется, когда это будущее перестанет строиться по-восточному – велением падишаха и исключительно сверху вниз.
P.S. Колонка написана для журнала «Банки и деловой мир».